Read in Russian >>Read in English >>

Может ли индустрия моды оставаться аполитичной? К чему приводят политические заявления брендов и дизайнеров? Несмотря на то, что большинство брендов дистанцируются от политических заявлений, существует достаточно примеров, когда бренды намеренно или случайно попадали в новости с хэштегом #politics. Политические высказывания могут не только привлечь внимание к компании, но и навредить репутации, а также настроить общественность против бренда. 

В день после выборов Дональда Трампа глава подразделения связей с общественностью New Balance Мэтью ЛеБреттон дал краткий комментарийдля Wall Street Journal, который вызвал непропорциональное противостояние со стороны общественности. ЛеБреттон поддержал экономическую политику нового президента, за что противники Трампа провозгласили NB «официальной обувью белых людей», а также устроили протестные сожжения кроссовок. NB пришлось приложить немало усилий, чтобы оправдаться за этот комментарий.

Некоторые бренды напротив используют политические высказывания для привлечения внимания. Так показ Chanel Весна-Лето 2014 прошел на воссозданной парижской улице, по которой шли модели с плакатами и выкрикивали лозунги в поддержку феминизма. Вопрос приверженности самого Карла Лагерфельда идеям борьбы за права женщин здесь играет уже второстепенную роль, ведь на показ обратили внимание не только поклонники бренда, но и широкий круг людей, неимеющих отношения к миру моды, но имеющих отношение к феминизму. Показ спровоцировал споры и обсуждения, а значит одна из целей мероприятия была достигнута.

Ситуация в США заставила многих пересмотреть своё отношение к политическим заявлениям. Джордж Флойд был убит при задержании полицейским в Миннеаполисе, штат Миннесота, 25 мая 2020 года, после чего уже вторую неделю по всей стране не прекращаются беспорядки. Многие бренды также не смогли остаться в стороне.  

Nike выпустил рекламу против расизма «For once – don’t do it!».

"Don’t pretend there’s not a problem in America. Don’t turn your back on racism. Don’t accept innocent lives being taken from us. Don’t make any more excuses. Don’t think this doesn’t affect you. Don’t sit back and be silent".
"Не делайте вид, что в Америке нет проблемы. Не закрывайте глаза на расизм. Не миритесь с тем, что невинные жизни забирают. Не ищите оправданий. Не думайте, что это не коснётся вас. Не оставайтесь в стороне и не молчите".

Мнения по поводу рекламной компании разделились. Основатель Make Love Not Porn Синди Гэллоп написала в Твиттере, что у Nike «белый» совет директоров. Nike в свою очередь ответил, что в совет директоров входят несколько афроамериканцев.

Reebok также опубликовал пост в Инстаграм:

"Without the black community, Reebok would not exist. America would not exist. We are not asking you to buy our shoes. We are asking you to walk in someone else’s. To stand in solidarity. To find our common ground of humanity".
"Без темнокожего сообщества Reebok бы не существовал. Америка бы не существовала. Мы не просим вам носить нашу обувь. Мы просим вас встать на место другого. Чтобы быть солидарными. Чтобы найти нашу общую человечность".

Многие бренды высказались на страницах в своих социальных сетях.

Puma:

New Balance:

Не остались в стороне и бренды класса Люкс. Бренд Gucci опубликовал стихотворение чернокожего художника Клео Уэйда, который является сопредседателем Совета по изменению бренда. Совет представляет группу общественных лидеров, получивших 5 миллионов долларов благотворительного финансирования после скандала с чёрной водолазкой-балаклавой зимой 2019 года. Louis Vuitton опубликовал видео с заголовком «Make a change. Freedom from racism towards peace together». Сделали заявления инесколько других брендов, но многие из крупных модных домов предпочли сохранять нейтралитет.

Бренд певицы Рианны Savage x Fenty, (Fenty также входит в конгломерат LVMH), призвал людей #PullUp. «Сейчас не время молчать и стоять в стороне». Также было указано, что бренд планирует сделать пожертвование в организацию, предоставляющую средства для залога тем, кто не может позволить заплатить его сам, а также в нью-йоркскую коалицию движения #BlackLivesMatters.

Известный американский дизайнер и бывший художественный директор модного дома Louis Vuitton Марк Джейкобс также высказался на своей странице в Инстаграм, где написал, что собственность может быть заменена, а человеческая жизнь - не может:

Пострадавшие от погромов в Нью-Йорке Dolce&Gabbana также не остались в стороне и поддержали акцию #blackouttuesday:

"We are listening. We are learning. Change is needed and we all need to be part of the process. Over the next several days we will be taking the time to identify how Dolce&Gabbana can be part of the solution".
"Мы внимаем. Мы учимся. Перемены назрели, и мы все должны быть частью этого процесса. В течение следующих дней мы будем работать над тем, чтобы понять, как Dolce&Gabbana может стать частью решения этой проблемы".

Действительно, Америка охвачена протестами, разрушены магазины, перекрыты улицы. Экономические последствия движения BLM будут ощутимыне только для известных модных домов, но и для экономики в целом. Вероятно, были альтернативные методы воздействия, но общество выбрало революционный метод. И их сложно винить, ведь на жестокость и бесчеловечность проще ответить жестокостью. Можно понять и бизнес, который столкнулся с убытками независимо от своего отношения к расизму, мер, которые он принимает для борьбы с ним, и средств, которые были и будут потрачены на решение этой проблемы.

Есть разные точки зрения, но одна истина должна оставаться неизменной для всех участников движения: и протестующих, и полицейских, и компаний. Всем стоит остановиться на секунду и вспомнить, что нет ничего важнее человеческой жизни!

Пример всплывающей подсказки для сносок